Ежегодно 31 мая отмечается Всемирный день без табака. Данный праздник был учрежден государствами-членами Всемирной организации здравоохранения в 1987 г. с целью привлечения внимания всего мира к эпидемии табакокурения и вызываемыми ею губительными последствиями для здоровья.

            В этом году главной темой Всемирного дня без табака станет защита подрастающих поколений с особым акцентом на «защиту молодых граждан от манипуляций со стороны табачной индустрии и профилактику употребления ими табака и никотина». Слоган мероприятия — «Защитить молодежь»!

            Именно молодежь является наиболее уязвимой возрастной категорией, на которую обрушивается вся рекламная и маркетинговая мощь табачных кампаний.

            На протяжении последних десяти лет консультационным центром/пунктами для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» проводится анкетирование различных возрастных и социальных групп по теме «Ваше отношение к курению». Всего с 2012г было  проанкетировано 7997 респондентов, из них возрастная категория «20 или моложе»  — 2021 респондент, что составило 25 %  опрошенных. Анализ полученных данных показал, что 23% опрошенных начали курить в школьном возрасте.  Половина всех опрошенных указала, что для них курение является привычкой. Более половины опрошенных считают, что повлиять на решение о прекращении курения может более широкая пропаганда здорового образа жизни, проведение пропаганды о вреде курения с демонстрацией информационных материалов для школьников начальных классов, полный запрет рекламы табачных изделий.

            В последнее время в обороте (в торговой сети, кальянных заведениях) появлялась продукция безтабачная, но содержащая в составе  никотин, вред от потребления которой не менее значительный, чем от потребления табачной продукции. Производители идут на различные уловки, стараясь привлечь внимание молодого поколения к своей продукции путем привлекательной упаковки, символики, цветовых гамм, рисунков, формы, ароматических добавок, «линеек вкуса» и тд. Также отмечается повышение интереса молодежи к электронным сигаретам.

            На сегодняшний день продавцы табачной продукции рекламируют свою продукцию через социальные сети, при этом зачастую это не «прямая» реклама, а скрытая, «встроенная» в другую информацию, размещаемую в сети Интернет. Прежде всего, под «рекламный  удар» попадает молодежь, как наиболее активные пользователи Интернета.

            Мероприятия, приуроченные к Всемирному дню без табака 2020 г. нацелены на привлечение внимания потребителей, в первую очередь молодежи, к ухудшению здоровья  и иным опасным последствиям, вызванных   потреблением табачных изделий и никотинсодержащей продукции.

            Консультационным центром/пунктами для потребителей будут проводиться тематические горячие линии, анкетирование и социальные опросы в социальных сетях, публикация  и распространение материалов о вреде курения для широких масс населения (памятки, буклеты, листовки).