Финансовые услуги в мире цифровых технологий.
В современную эпоху цифровых технологий финансовая грамотность для потребителя имеет огромное значение. В нашу жизнь стремительно вошли цифровые средства платежа и банковские мобильные сервисы, расширяется доступ к различным финансовым продуктам.
Развитие онлайн-банкинга, платформ цифровых платежей несет для многих граждан неоспоримые преимущества в виде оперативности и доступности, но при этом цифровые технологии приносят новые риски, такие как кража личных данных, фишинг, онлайн-мошенничество.
При недостаточном уровне финансовой грамотности потребителю легко запутаться в огромном количестве предложений и легко стать «добычей» мошенников, которые в последнее время действуют все более нагло, навязчиво, изобретая все новые уловки, моделируя правдоподобные ситуации с одной целью – получить доступ финансам граждан.
Обратить внимание! К финансовым цифровым услугам относятся: банковские операции (открытие вклада, расчетно-кассовые операции); переводы средств; получение кредита/займа; страховые услуги и т.д.
Наиболее актуальными проблемами в данной сфере являются:
ü не предоставление полной и достоверной информации об услуге/исполнителе;
ü навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя;
ü отказ в предоставлении финансовых услуг;
ü хищение денежных средств со счета потребителя.
Наиболее распространенными ошибками потребителя на сегодняшний день являются:
— неоправданный риск в попытке быстро приумножить свои сбережения, это нередко приводит в ловушку финансовых пирамид и других инструментов, обещающих сверхдоход;
— желание приобрести товар в интернете по очень низкой стоимости по акциям типа «1 рубль за 2 единицы», «скидка 90%», что приводит к переводу денег прямо в лапы мошенников.
Важно! Перед принятием финансовых решений внимательно изучите информацию о товаре или услуге, предлагаемых в сети Интернет, отзывы о продавцах и исполнителях. Соберите и сравните информацию из разных источников.
Советы по безопасности совершения операций в интернете:
Ø Внимательно отнеситесь к выбору организации, с которой вы взаимодействуете напрямую, именно эта организация принимает от потребителя деньги и поручение на их перевод получателю, а значит, отвечает за качество предоставления услуги;
Ø Потратьте время на поиск и критическое изучение отзывов и информации о поставщике услуги, особенно если услуга сложная и связана с крупными финансовыми обязательствами;
Ø Убедитесь, что поняли все основные условия предоставления услуги до того, как нажали виртуальную кнопку, ввели код или выполнили любое другое действие, которое поставщик услуги может расценить как выражение вашего согласия с условиями сделки;
Ø Оплачивая товары и услуги в интернете банковской картой, убедитесь, что используется технология 3D-Secure (в этом случае пользователя переводят на специальную страницу с полем для ввода кода подтверждения из СМС). При использовании данной технологии, в случае мошеннического списания средств с карты клиента банк может оспорить операцию и вернуть деньги владельцу, однако на это потребуется время.
Ø Используйте и регулярно обновляйте сложные пароли в приложениях, личных кабинетах и на самих устройствах;
Ø Не сообщайте пароли никому и ни при каких обстоятельствах.
Ø Если вы подозреваете, что пароль стал кому-то известен, — немедленно смените его, заблокируйте банковские карты и доступ к интернет-банку;
Ø Не пересылайте посторонним данные своих банковских карт, паспорта и т. д.
Совершая «простую» операцию, например, пополнение счета мобильного телефона, потребитель даже не задумывается о том, какой путь проходят деньги, кто в этом участвует, и кто несет ответственность, если они «потеряются».
В действительности в большинстве процессов, возникающих при цифровизации финансовых услуг, участвует множество организаций, и, если произойдет сбой, найти виновника и вернуть деньги может быть непросто.
Повышение финансовой грамотности позволяет потребителям своевременно распознать и избежать различных уловок, защититься от мошенничества, взвешенно принимать финансовые решения, эффективно управлять личными финансами.
Любые действия на финансовом рынке обязательно должны совершаться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».